Введение обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО 2021
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно).
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.
Внесены изменения во ФГОС среднего общего образования
(приказ Минпросвещения России от 12.08.22 №732 «О внесении изменений в федеральныйгосударственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.12 № 413».
Обновление проведено в соответствии с принципом единства образовательного пространства, одного из основных принципов государственной политики в сфере образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», статья 3).
В содержании ФГОС среднего общего образования (ССО) конкретизированы требования к предметным, метапредметным и личностным результатам реализации образовательных программ. Конкретизированные формулировки позволяют устранить противоречия между разработчиками образовательных программ, авторами учебников и разработчиками контрольно-измерительных материалов, используемых в государственной итоговой аттестации.
При обновлении ФГОС среднего общего образования учтены ведущие направления научно-технологического развития страны, приоритеты государственной политики в области воспитания и образования подрастающих поколений, утвержденные концепции преподавания учебных предметов, а также универсальные кодификаторы проверяемых элементов содержания, распределенных по классам, и требований к результатам освоения основных образовательных программ.
При внесении изменений во ФГОС среднего общего образования реализовывался принцип преемственности со ФГОС основного общего образования с вектором на достижение более высоких личностных, метапредметных и предметных результатов в сравнении с предыдущими уровнями образования.
В соответствии со стандартом старшей школы учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее двух учебных предметов на углубленном уровне в зависимости от выбранного профиля обучения.
Важным нововведением стало включение углубленного уровня изучения некоторых учебных предметов в старшей школе. В частности, это касается обществознания – одного из самых выбираемых предметов для ГИА в 11-м классе. Для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов, как «право» и «экономика» интегрировано в предмет «обществознание» углубленного уровня.
Астрономия в полном объеме вошла в учебный предмет «физика», все образовательные результаты по астрономии включены в состав предметных результатов по физике как на базовом, так и на углубленном уровне.
Учебные предметы «естествознание» и «экология» включены в такие предметы, как биология, химия, физика, усиливая их содержание.
Содержание предмета «Россия в мире» вошло в историю и обществознание.
Важно отметить, поскольку такие предметы, как «право», «экономика», «естествознание», «Россия в мире», «астрономия», «экология», выбирались школьниками самостоятельно, то темы, изучаемые в их рамках, не включались в контрольно-измерительные материалы всероссийских проверочных работ и Государственной итоговой аттестации. Знания по этим учебным предметам не проверялись. Благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО, эта работа будет систематизирована, и содержание всех обозначенных во ФГОС учебных предметов будет проверяться в рамках контрольно-измерительных процедур.
Таким образом, ни один из предметов не ушел из школьной программы. Более того, образовательная организация теперь вправе включить в учебные планы любые дополнительные учебные предметы и курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями учреждения.
Обновление ФГОС старшей школы позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.